Главная » Статьи » Экономика

Глубинная сущность и функции денег

На протяжении нашей многовековой истории деньгам всегда была отведена особая роль в развитии Цивилизации. Создано несколько десятков теорий о сущности и функциях денег. Тысячелетиями, под влиянием этих теорий деньги постоянно видоизменялись, эволюционировали. На данном этапе развития денег, задавшись вопросом что же такое деньги, можно получить следующий ответ:

Деньги - это товар максимальной ликвидности, который является универсальным эквивалентом стоимости других товаров и служит инструментом для их обмена. Наличие денег способствует возникновению экономических отношений между субъектами. С помощью денег проводится экономическая политика, направленная на стимулирование экономического роста в одних странах и на разрушение производства в других. Кроме того, деньги позволяют управлять не только экономикой, но и править целыми странами, принуждать к подчинению человечество и каждого человека в отдельности.

В процессе поиска этого ответа становится понятно, что деньги практически утратили свое изначальное предназначение быть справедливым мерилом стоимости и являться средством для обмена товарами. Даже человеческий труд вместе с самим человеком стали товаром. Основная роль денег сейчас это управление, подчинение и контроль, что в конечном итоге приведет к порабощению основной массы человечества. Но мы не рабы, рабы не мы!

В далеком прошлом нашей Цивилизации, когда древние Шумеры только начали писать на глиняных табличках, когда Египтяне ничего не слышали о пирамиде Хеопса, а дикие предки Англичан даже не задумывались о строительстве Стоунхенджа – на Земле не было денег в их современном виде, но это не значит, что денег не было вообще. Можно сказать, что меновую функцию денег в то время выполняло все, все то, что можно было обменять.

Например, охотнику нужны были новые сапоги и железные наконечники для стрел. Сам он не мог делать этих вещей. Сапоги охотник мог получить у сапожника, а наконечники для стрел у кузнеца. Но просто прийти и взять необходимые ему вещи он не мог, нужно было дать что-то взамен. Тогда он брал то, что у него имелось – мясо и шкуры. Этого добра у него было много, в излишке, в этом нуждались сапожник с кузнецом, поэтому в успешном обмене можно было не сомневаться. На шкуры животных охотник выменивал новые сапоги у сапожника. Сапожнику нужны шкуры, это материал, из которого он делает сапоги, которые затем можно будет тоже обменять на нужные в хозяйстве вещи. Взяв мясо, охотник шел к кузнецу и выменивал его на новые наконечники для стрел. Мясо кузнецу необходимо, ведь он должен питаться сам и кормить свою семью, поэтому кузнец с легкостью производил обмен.

Конечно, охотник мог взять шкуры и попытаться обменять наконечники для стрел на них, но тогда обмен мог бы не состояться. Ведь зачем кузнецу шкуры? Сам он шьет плохо, легче наковать новых иголок с наперстками и сходить выменять на них новый, отлично пошитый тулуп. Конечно, можно взять шкуры и затем уже их выменять на сапоги у сапожника и тулуп у портного, но это лишняя работа, да и почем меняют ныне шкуры? Не продешевить бы.

Если смотреть на приведенный выше пример обмена с позиции современной теории денег, то очевидно, что роль денег в данном примере играют мясо и шкуры. Охотник взял эти натуральные, овеществленные деньги и пошел, как бы купил на них нужные ему вещи (товары). Однако в данном процессе обмена - покупателя и продавца можно поменять местами. Представим, что сапожнику понадобились шкуры животных для его ремесла и он, взяв новые сапоги для охотника, отправился выменивать их на шкуры. А у кузнеца закончилось мясо, и он пошел и выменял его на свои наконечники для стрел. Здесь роль денег уже играют сапоги и наконечники для стрел, а мясо и шкуры по идее превратились в товар.  Рассматривая эти примеры, невольно начинаешь запутываться, где же здесь деньги и что является товаром? Отвечая на этот вопрос, представим такую ситуацию, что охотнику понадобились сапоги и наконечники для стрел. В это же время сапожнику нужны шкуры, а кузнецу подай мясо на обед. И вот эти три человека берут каждый свои деньги (мясо, шкуры, наконечники для стрел, сапоги) и идут за покупками (совершать обмен).  Вышло так, что все они встретились на середине пути. У них на руках есть деньги: мясо, шкуры, наконечники для стрел, сапоги. Или все же у них на руках не деньги, а товары, за которыми они шли, неся свои деньги? Или наоборот? Или как?

После недолгого размышления над этим вопросом сам собой напрашивается вывод, что 5 500 лет назад, во времена, о которых помнят только самые старые легенды -  деньги и товар были едины. Можно сказать, что деньги были натуральны, овеществлены, подкреплены, являлись полезными людям вещами. Вроде бы все понятно, если у тебя есть полезные вещи, в которых испытывают потребность другие люди, то эти вещи и есть товарные деньги.

Давайте подведем небольшой итог: На заре нашей цивилизации, роль денег для человека играли любые полезные вещи, предназначенные для обмена, которые скопились у него в избытке и в которых он не нуждался лично, но в которых нуждались другие люди. Это были вещи-деньги.

А откуда же берутся эти полезные вещи-деньги? Давайте снова вернемся к охотнику. Его вещи-деньги – это мясо и шкуры, чтоб бы их получить ему нужно идти на охоту. Охота – это его источник получения полезных вещей – это его работа, которую он знает и умеет делать лучше других. Выслеживая диких зверей, охотник может пробежать несколько десятков километров, до боли в ногах. Настигнутую добычу затем необходимо быстро освежевать и разделать, забрать все необходимое и десятки верст тащить на себе до дома, иногда под сотню килограмм. Придя домой, охотник каждый раз валится с ног от усталости, от тяжелого труда, от труда, в результате которого он получает мясо и шкуры – вещи-деньги, которые потом можно обменять на другие вещи. Что бы получить свои вещи-деньги, сапожнику и кузнецу нужно трудиться не меньше охотника. Одному кропотливо соединяя шкурки, до рези в глазах подгоняя их выводя ровные швы. Другому, без устали день и ночь в раскаленной кузне поднимать свой молот, придавая металлу нужные свойства и формы. Вот так каждый из них трудясь, делая свою работу, получает полезные для людей вещи-деньги.

А что же такое труд, человеческий труд? Это время, затраченное человеком на его работу. Работу, по приданию изначально бесполезным вещам, полезных человеку функций и свойств. Вот смотрите, к кузнецу изначально в руки попадают, казалось бы, бесполезные камни, которые зовутся железной рудой. Он начинает с ней работать, тратя свое время. Сначала он помещает руду в плавильную печь, где она разогревается почти до двух тысяч градусов и только тогда из нее начинает вытекать необходимый кузнецу металл, который он остужает в слитках нужного размера, из которых затем делаются заготовки, которые кузнец кладет на наковальню и молотом придает им нужную форму, тратя свое время и вдыхая в них своим трудом полезные свойства. Так рождаются полезные людям вещи: подковы, петли, засовы, иглы, наперстки, мечи, кинжалы, доспехи и другие изделия из металла. Вот так, тратя свое время, трудясь над обычными камнями, которые зовутся железной рудой, кузнец получает полезные людям вещи-деньги. Таким образом труд есть время, затраченное человеком на работу, результатом которой являются вещи, наделенные полезными свойствами, в которых человек испытывает потребность.

Человек трудится, тратя свое время на изготовление полезных вещей, чтобы затем пойти и обменять эти результаты своего труда на другие полезные вещи, которых он делать не умеет, но в которых испытывает потребность. Но как их менять? Один к одному? Или килограмм на килограмм? Ответ на этот вопрос до сих пор ищут современные экономисты, потому как работающего механизма, позволяющего произвести справедливый обмен, не существует по сей день. Но если осмыслить строки, написанные выше, то сам собой напрашивается ответ. Смотрите, человек получает деньги трудясь над ними, тратя свое время, выполняя полезную для общества работу. Делая свою работу человек в результате получает деньги (вещи-деньги), которые впоследствии может продать, или купить на них другие вещи.

Вот он ответ – мерилом стоимости всего, эквивалентом для обмена является время, затраченное человеком на изготовление полезных обществу вещей. Если изготовленная вещь кому-то нужна, если она полезна, то время, потраченное на ее изготовление, превращается в деньги, потому что эту вещь можно обменять. Но если человек трудиться над некому не нужными вещами, бесполезными обществу, то и даром потраченное время не станет деньгами, потому как бесполезные вещи никому не нужны, их нельзя обменять. И значит человек, который потратил свое время зря не получит денег.

Смотрите на примере тех же сапожника и кузнеца. Сапожнику что бы пошить пару сапог необходимо купить шкуру у охотника, подготовить эту шкуру, вырезать из нее заготовки, смастерить подошву и все это аккуратно и качественно сшить. На изготовление одной пары сапог у него уйдет 12 часов его рабочего времени. Кузнецу что бы изготовить нож для сапожника, которым он разрезает шкуры, потребуется гораздо больше времени. Ему нужно найти руду, выплавить из нее металл, получить заготовку, из которой в кузнеце будет коваться и закаляться первоклассный нож. На этот нож затем нужно изготовить соответствующую рукоять, а лезвие наточить и отполировать. На изготовление одного ножа кузнец потратит 48 часов своего рабочего времени. Таким образом у кузнеца появилась полезная обществу вещь-денежка. Стоимость этой вещи-денежки эквивалентна и равна 48 часам работы или 48 часам труда кузнеца. А у сапожника есть другая вещь денежка, это сапоги. Их стоимость равняется 12 часам труда сапожника.

Поэтому единственным эквивалентом стоимости всего может быть только время, затраченное человеком на выполнение им общественно значимой работы или проще труд, осмысленный, полезный человеческий труд, который был всегда, который все видят, иногда подсчитывают, но упорно отказываются использовать. Пользуясь этим эквивалентом сапожник с кузнецом совершат самый справедливый обмен, который невозможен при использовании ни золотого стандарта, ни тем более при современной, ничем не контролируемой и не подчиняющейся здравому смыслу теории денег. (Для простоты я сознательно упустил из расчета сложность выполняемой работы, тяжесть физического труда, профессионализм людей от которого зависит качество их изделий и многие другие факторы и коэффициенты, которые будут оказывать влияние на ценность труда (ценность рабочего времени), а значит и на сами деньги, которые эквивалентны труду, вложенному людьми в их изготовление).

Вот мы и начинаем подходить к пониманию того, что же такое деньги: «Деньги – это труд людей, вложенный в создание, поддержание, развитие нашей цивилизации, удовлетворение потребностей человечества и каждого человека в отдельности». Давайте назовем их трудовыми деньгами с обменной стоимостью, выраженной в рабочем времени: годы, месяцы, дни, часы, минуты, секунды.

На практике это будет выглядеть так. Рабочий на заводе ламинирует листы ДСП. За 8 часовую смену он выполнит норму и изготовит 24 листа. Мы видим, что работник, используя свой труд изготовил продукцию, он ее сделал сам и значит она принадлежит ему. Но зачем работнику ДСП и как отделить его изделие от готового листа ДСП, в изготовлении которого, начиная от спиленного дерева и далее по производственным этапам принимали участие другие люди. Поэтому гораздо проще и удобнее выдать работнику эквивалент изготовленного им изделия, т.е. денежку, обменная ценность которой будет равна 8 часам его труда. Эта денежка может быть бумажной, а может электронной, а может и какой-то еще – это не важно. Важно то, что она дает работнику право пойти в магазин и обменять ее на другие вещи необходимые этому человеку. Но нет, человек не продает свой труд, это при капиталистических отношениях принципы справедливости переворачиваются с ног на голову и людей заставляют торговать собой, поощряя любые хитрости и уловки, чтобы продаться подороже. В справедливой, Социально-прогрессивной экономике, работающей на трудовых деньгах все по-другому. Здесь человек делает полезные вещи, выполняет работу, оказывает услуги. Он это делает изо дня в день, развивая нашу Цивилизацию, удовлетворяет потребности общества и каждого человека в отдельности. Конечно человек может отделиться от Цивилизации, отказаться от ее стремлений и поселиться где-нибудь в лесу один. Много он там наработает без достижений научно-технического прогресса, без общественно необходимых благ? Максимум, что он сможет сделать – это обеспечить себя пропитанием, но даже это дастся ему с большим трудом. Ни о каком электричестве, интернете, автомобиле, коммунальных услугах, прочих полезностях и речи быть не может. Поэтому запомните, только вместе мы сила и имя нам – Цивилизация Людей, ибо нас много.

Таким образом человек работает на средствах производства Цивилизации и делает вещи для всей цивилизации, частью которой он является и значит он работает и на себя тоже. Выполняя свою работу человек делает вещи не сам, он использует в своем труде достижения Цивилизации. А раз мы работаем все вместе, то и изготовленная вещь принадлежит всем, всей Цивилизации. После выполнения человеком своей работы, после изготовления им вещи или части вещи, он обменивает ее у Цивилизации на другие вещи, но обмен происходит не сразу. Вначале человек получает деньги, которые дают ему право пойти в магазин и завершить процесс обмена. Деньги человек получает в сумме затраченного им полезного труда на изготовление вещи. А труд соответственно измерен временем, которое человек потратил, трудясь над изготовлением вещи. Имея на руках право, подтвержденное деньгами, человек может пойти в магазин и завершить обмен, так сказать купить все необходимое на имеющуюся сумму денег. Но запомните, деньги сами по себе не имеют никакой ценности, они лишь подтверждают наличие у человека права завершить процесс обмена произведенных им вещей, сделанных работ, оказанных услуг.

Только что мы с вами увидели единственную функцию, которую выполняют настоящие деньги – это функция, помогающая произвести обмен вещами. Ее можно рассмотреть, как функцию, помогающую обменять свой труд на вещи, произведенные чужим трудом, или как функцию, помогающую произвести обмен своего труда на чужой. В любом случае деньги помогают произвести обмен – равноценный обмен, без наценок, накруток, процентов. Только труд – чистый труд, время, затраченное человеком на выполнение полезной работы по изготовлению необходимых обществу вещей.

Размышляя об истинных, настоящих деньгах, которые подтверждают право человека завершить процесс обмена, следует подумать о том, что же происходит с ними во времени? Теряют ли они свою ценность с течением времени? А ничего с ними не происходит. Вспомните, деньги – это право человека завершить процесс обмена, право равное труду, затраченного человеком на работе. Следовательно, можно сказать, что деньги и есть труд, который человек вложил в производство вещей, но еще не обменял на другие вещи. Значит деньги есть труд. А что происходит с трудом во времени? Разве труд сапожников, один из которых жил 1 000 лет назад, другой живет сейчас, а третий будет делать сапоги через 1 000 лет – отличается? Нет не отличается, потому что труд – это время, затраченное человеком на полезную работу, направленную на производство нужных обществу работ, услуг, вещей. Многие не согласятся с этим утверждением. Да, на первый взгляд бросается в глаза колоссальное различие в условиях труда, в оборудовании, которое используют работники в своем труде. Но все эти различия не относятся к труду работника. Просто 1 000 лет назад он восемь часов в день шил иголкой, сейчас он 8 часов шьет на ручной машинке, а через 1 000 лет те же 8 часов будет оператором компьютеризированного, роботизированного оборудования по созданию обуви. Таким образом труд человека – это постоянная величина, не зависящая от течения времени. Единственное что меняется – это его производительность. В результате торжества НТП работник за единицу времени сможет сделать больше вещей. А что это значит? А то, что стоимость вновь произведенных вещей будет уменьшаться и каждый человек сможет с каждым годом позволять себе все больше благ. Но труд постоянен и значит деньги, которые дают право совершить его обмен не меняются со временем, меняется только стоимость вещей, потому что в каждую из них с каждым годом вкладывается все меньше труда. И это правильно, это естественно, справедливо, так должно быть, потому что в Социально-прогрессивной экономике по-другому просто не получится, ну если только человечество откажется от всех своих стремлений и желаний, но это в принципе невозможно. Ведь пока жив хоть один из нас, он до конца будет познавать этот мир, к чему-то стремиться, строить планы, желать и хотеть.

Вот мы и отделили деньги от вещей-денег, которые использовали наши предки много столетий назад. Но мы не отошли от самой сути вещей-денег. Как и прежде вещи меняются на вещи, но наличие денег упрощает процесс обмена, придает ему универсальности. Давайте немного изменим пример выше с сапожником и кузнецом. Допустим, что за свой труд они получают деньги. Кузнец за нож получил 48 часов денег, а сапожник за 8 пар сапог – 96 часов денег. И вот взяв эти деньги каждый из них пошел за покупками. Сапожник купил нож в магазине за 48 часов, а кузнец 4 пары сапог на всю семью за те же 48 часов. По сути произошел обмен изделиями между мастерами, а деньги лишь упрощают процесс обмена, потому что в отличии от вещей-денег обладают одним уникальным и незаменимым свойством – ликвидностью, что позволяет обменять их на любую вещь.

Вот теперь мы знаем, что такое настоящие деньги, истинные, какими они должны быть на самом деле. Далее проведем одно сравнение в использовании современных денег и трудовых денег:

На строительство нового многоквартирного дома требуется 100 000 000 рублей. Что из этого следует? Например мне ничего не понятно кроме самой цифры. А если я скажу, что на строительство нового многоквартирного дома требуется 33 года 4 месяца 4 дня 4 часа. Здесь я сразу вижу общую стоимость и общее время которое будет потрачено на возведение постройки. Общее время, значит время, которое потратит один человек если будет делать всю работу. Но если строительство будут вести 100 человек, то и время распределившись на каждого составит 1 год. Хотите построить за пол года? Да пожалуйста. 200 строителей и дело сделано. Хотите еще быстрее? Тоже не проблема, только найдите столько строителей – людей которые сделают эту работу. И кстати заметьте, общая стоимость дома, равная 33 года 4 месяца 4 дня 4 часа не изменится. Работа ведь будет выполнена одна, будет затрачено неизменное количество труда, а меняться будет только количество строителей и тем самым сокращаться время на постройку, но стоимость остается постоянной.

Из этого небольшого примера можно заметить одну особенность настоящих денег – их не нужно искать, они вообще не нужны для создания чего либо, не нужны для экономики. В первую очередь нужны люди, которые сделают всю работу. Во вторую очередь нужен их труд равный 33 годам, 4 месяцам, 4 дням и 4 часам и в третью очередь нужны ресурсы из которых будет все построено. Вы заметили здесь деньги? Я нет. Ну если все работает без денег так зачем же они вообще нужны?

Что бы ответить на этот вопрос нужно подумать о самом человеке. Подумать о том, зачем он работает вообще? Когда человек отделен от цивилизации, живет один в лесу или на необитаемом острове - он работает на себя. Этот человек добывает себе пропитание, строит и совершенствует свое жилище, старается наладить быт и всячески пытается создать более комфортные условия жизни. Он это делает не чтобы выживать, проводя целые дни в поисках пищи и прозябая ночами в холодной пещере с пустым желудком постепенно превращаясь в зверя. Нет. Человек работает что бы жить, чтобы запечь на вертеле ароматного цыпленка, затем посидеть у костра наслаждаясь ароматным мясом. Чтобы вечером взобраться на высокий холм и оттуда полюбоваться закатом, проводить последний луч заходящего солнца. Чтобы ночью закутаться в теплые одеяла и перед сном подумать о смысле жизни. Запомните, каждый человек, любой человек при любом обществе, какую бы систему не изобрел самый изощренный ум – будет работать только на себя, на улучшение условий жизни своих и близких ему людей, потому что он их любит, но любовь это уже отдельная тема. Но в одиночку много не наработаешь, слишком мал и незначителен отдельный человек в этом мире. Поэтому на каждого человека вместе с ним работает вся Цивилизация, огромная, сильная, с амбициозными стремлениями, неукротимой жаждой познания и безмерной любовью и заботой о каждом из нас. Кто-то скажет, что это не так, что ни о ком Цивилизация не заботится и он будет не прав, тысячи раз не прав. Оглянитесь вокруг, каждого из нас окружают сотни тысяч абсолютно разных людей. Одни из них ничего не смыслят в электронике, однако у них дома есть телевизор, компьютер и смартфон в кармане. Другие не понимают, как устроен автомобиль, однако у многих из них в гараже аж два штуки и мотоцикл в придачу. Третьи совершенно не разбираются в оптике и физике света, но тем не менее являются признанными, первоклассными фотографами и операторами. Разве не Цивилизация, состоящая из людей, сначала изобрела, а затем сделала эти вещи и дала этим людям? Смогли бы они добиться всего этого сами. А если мы заболеем, сможем ли мы сами себе сделать операцию о обеспечить лекарствами. А если взять инвалидов, выжили бы они в отрыве от Цивилизации?

На самом деле, каждый человек живет в составе Цивилизации не потому, что его вынуждают это делать, а потому, что ему это выгодно. Он, оставаясь маленькой личностью, является частью живого, огромного, сильного, разумного живого существа по имени Цивилизация Людей. Находясь в составе Цивилизации человек пользуется всеми ее благами и достижениями, которых никогда не получил бы самостоятельно. Но если забрать что-то у Цивилизации и ничего не дать взамен, то цивилизация ослабнет. Помните закон сохранения энергии, если где-то прибыло, значит где-то убыло. Поэтому, если мы хотим, чтобы наша Цивилизация развивалась, росла и процветала - мы не имеем права пользоваться ее благами просто так, мы обязаны дать ей взамен свой труд, которым она распорядиться по своему усмотрению. Взамен нашего труда, мы получаем возможность и право жить по-настоящему, познавать нашу планету, проникать в сердце атома, лететь к другим мирам и просто жить, любить и радоваться жизни.

Давайте вернемся к нашим деньгам. Так зачем же они нужны людям? Так как человек является частью Цивилизации и желает пользоваться ее благами, созданными трудом других людей, он имеет право обменять эти блага на те, которые создаст сам, вкладывая в них свой труд, тратя свое время. Создавая блага человек получает право, в виде денег, обменять их на другие блага. Деньги – это справедливая мера получаемых человеком благ, зависящая от времени, которое человек потратил, работая на Цивилизацию. И чем больше человек будет работать, чем качественнее и усерднее его труд, тем больше денег у него будет, тем больше благ он получит, тем ярче будет его жизнь. Но здесь нужно знать меру и не превращать свою жизнь в беспросветную работу в попытке получить как можно больше денег, когда этого не требуют от тебя сложные жизненные обстоятельства.

Цивилизации же в целом не нужны деньги, их не нужно искать, чтобы прорыть шахту, достать оттуда руду и сделать самолет. Ей не нужны деньги чтобы построить новый дом или возвести мост через Керченский пролив. Цивилизации нужны только люди, чтобы организовать их работу, результатом которой являются вещи. А деньги – это лишь право человека произвести обмен вложенного им труда в развитие Цивилизации. Таким образом Цивилизация в целом не имеет к деньгам никакого отношения, она их не создает. Деньги создает непосредственно сам человек, создает их своим трудом. В момент, когда он сделал вещь и отдал ее Цивилизации, у него появляется право, удостоверенное деньгами, обменять созданную им вещь на другие вещи. А Цивилизации остается лишь контролировать оборот денег, вести их учет, следить за его законностью и в виде единственного налога отторгать от человека часть его денег на поддержание и развитие общественных благ необходимых всем: на медицину, науку, образование, детские сады, пенсии, поддержание правопорядка и защиту как от внешних, так и внутренних угроз. Но отторгаются не сами деньги, а труд – подтвержденный деньгами. Это даже нельзя назвать отторжением – это перераспределение для соблюдения сбалансированного развития. Таким образом Цивилизация в целом, не имея никакого отношения к созданию денег, обладает неоспоримым правом перераспределять человеческий труд используя для этого деньги.

В заключение хочу сказать, что экономика, основанная на таких деньгах, производит товары по истинной стоимости и не подвержена никаким кризисам. Труд, человеческий труд – это единственная величина неизменная с течением времени, величина, непосредственно создающая блага цивилизации. Поэтому только труд и деньги, дающие нам право произвести его обмен способны быть справедливым мерилом стоимости всего. Золотой стандарт не способен заменить трудовую стоимость, потому что золото станет прослойкой между трудом и благами, отделяя созданную вещь от вложенного в нее труда, затраченного времени. Манипулируя стоимостью прослойки, власти будут регулировать уровень жизни основной массы населения, а это неправильно, не справедливо, подло. Ведь мы все в равных условиях, части одной цивилизации и даже самый выдающийся человек, даже президент самой влиятельной страны – ничто без нее. Поэтому никто не имеет право ставить себя выше других людей, возноситься над Цивилизацией, обо он ее часть, а целое неделимо. Представьте себе наше тело, наш организм. А теперь представьте, что левая рука возомнила из себя некий пуп земли. Теперь все питательные вещества и кислород поступают только к ней, минуя мозг, не удовлетворяя в полном объеме потребности сердца и других частей нашего тела. Что в этом случае произойдет с нашим организмом? Он станет неработоспособен и умрет, умрет кстати вместе с левой рукой, из-за которой все и началось, но она этого так и не поймет, как не понимают сильные мира сего, правители великих держав.

Храни нас всех БОГ.

Категория: Экономика | Добавил: odpcl (19.07.2016) | Автор: Бакуров Борис E W
Просмотров: 2069 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar